Будущее судостроения за молодыми специалистами
1 июля 2017
А. ТучковВ конце июня в Санкт-Петербурге в рамках «Международного военно-морского салона IMDS-2017» прошли два традиционных судостроительных мероприятия, подводящие итог годовому периоду внедрения IT в судостроении. В данной статье мы познакомим читателей с наиболее знаковыми событиями для Группы компаний «САПР-Петербург» (состоит из InterCAD и Бюро ESG).
Конференция «МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017. Информационные технологии в судостроении»
На территории одного из самых известных судостроительных заводов в Петербурге «Северная верфь» 28 июня 2017 года прошла XVIII Всероссийская научно-практическая конференция МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении-2017». В этом году организаторы существенно расширили программу и количество секций: помимо «Систем автоматизированного проектирования» и «Корпоративных информационных систем» появилась «Секция для приборостроителей», предназначенная для обсуждения проблем автоматизации приборостроительной части изделий судостроения.
Компания InterCAD с момента первой конференции является постоянным организационным партнером МОРИНТЕХ-ПРАКТИК. Традиционно модераторами на конференции стали сотрудники Группы компаний «САПР-Петербург» (состроит из InterCAD и Бюро ESG). Технический директор Бюро ESG Александр Тучков провел пленарное заседание и секцию «Системы автоматизированного проектирования», а заместитель коммерческого директора Бюро ESG Алексей Рындин модерировал секцию «Корпоративные информационные системы» и провел круглый стол.
Ведущий секции «САПР» Александр Тучков
Ведущий секции «Корпоративные информационные системы» Алексей Рындин
Два актуальных доклада на конференции также представили сотрудники ГК «САПР-Петербург». Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях компании InterCAD, выступил с докладом «Работы по внедрению технологии передачи данных из программы CATIA в программный комплекс UPNEST и UPEDITOR с дальнейшей передачей на оборудование тепловой резки», подготовленным в соавторстве с директором InterCAD Александром Ермушиным и генеральным директором ЗАО «ЦИТ «Мёбиус» Алексеем Липисом. Информация, представленная авторами, вызвала большой интерес у слушателей и много дополнительных вопросов.
Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш» по IT, и Алексей Рындин, заместитель коммерческого директора Бюро ESG, в рамках секции «Корпоративные информационные системы» представили доклад «Актуальные вопросы построения информационных систем в судостроении». Материалы, подготовленные для выступления, содержали данные по внедрению, построению, использованию информационных систем в судостроении, возможности удаленной, распределенной работы и распределения задач между разными подразделениями и предприятиями. Дискуссия, возникшая после прочтения доклада, а также вопросы аудитории показали, что тема построения информационных систем в судостроении актуальна как никогда прежде.
Игорь Шептунов, руководитель отдела внедрения САПР в промышленных отраслях
Владимир Кукушкин, заместитель начальника ПКБ «Севмаш»
Дмитрий Колодяжный ПАО «ОСК» вице-президент по техническому развитию (слева) и Александр Соловьев, генеральный директор ПАО «Выборгский судостроительный завод» (справа)
Отметим, что большой резонанс вызвали не только выступления сотрудников ГК «САПР-Петербург». Доклады о реальном применении 3D-технологий и виртуальной реальности, проблемах построения информационных моделей кораблей/судов и о практическом опыте импортозамещения в IТ-инфраструктуре, подготовленные представителями ведущих российских проектно-конструкторских бюро и предприятий судостроительной отрасли, показали, что на конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК «Информационные технологии в судостроении-2017» затрагивается максимально широкий и актуальный круг вопросов.
Участники конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017
Участники конференции МОРИНТЕХ-ПРАКТИК 2017
PLM-ФОРУМ-2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка»
Конференция PLM-ФОРУМ-2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» прошла непосредственно на территории VIII Международного военно-морского салона IMDS-2017 30 июня в «Ленэкспо».
В форуме приняли участие руководители Министерства промышленности и торговли РФ, ведущие сотрудники АО «ОСК» и ФГУП «Рособоронэкспорт», иностранные специалисты по PLM-технологиям и логистической поддержке.
Участники PLM-ФОРУМа-2017
Бюро ESG — многолетний спонсор и участник PLM-ФОРУМа. В этом году в рамках секции «A» «Взаимодействие организаций при выполнении процессов обеспечения жизненного цикла изделия PLC (Product Lifecycle Collaboration)» с докладом «Организация территориально-распределенной работы для участников Жизненного цикла корабля/судна» выступил заместитель директора Бюро ESG Алексей Рындин. Выступление вызвало дополнительные вопросы и дискуссию, что однозначно делает честь автору — значит, тема выбрана актуальная и полезная. Тезисы доклада вошли в сборник «PLM-ФОРУМ 2017».
Хотелось также отметить чрезвычайно интересные, основанные на собственном опыте выступления коллег из АО «ПО «Севмаш», посвященные экономическим аспектам применения PLM-технологий и особенностям управления полным жизненным циклом при работе с высокотехнологичной продукцией военного назначения головных кораблестроительных предприятий. Особый интерес вызвал доклад АО «ЦМКБ «Алмаз» об организации взаимодействия проектанта и завода-строителя — ООО «Балтийский завод-Судостроение» — о практическом применении современных технологий информационной поддержки жизненного цикла корабля при строительстве ледокольного флота России.
PLM-ФОРУМ 2017 «Управление жизненным циклом изделий судостроения. Информационная поддержка» стал площадкой для обсуждения сложных актуальных вопросов отрасли, для встречи и обмена опытом представителей ведущих российских проектно-конструкторских бюро и судостроительных предприятий.
Подводя итоги
В заключение хотелось бы поделиться некоторыми соображениями, которые возникли у автора как непосредственного участника обоих мероприятий. Пожалуй, первый раз за все эти годы на обеих конференциях прозвучал тезис о том, что трехмерное проектирование вошло в набор обязательных технологий фактически на всех судостроительных предприятиях (включая и КБ, и заводы). При этом, несмотря на недостаточно проработанный юридический статус подобных моделей, передача их от проектанта к заводу стала стандартом «де факто».
Выяснилось, что получение документации из трехмерных моделей (как графической — чертежи, так и табличной — спецификации, ведомости) в условиях необходимости соответствовать действующей нормативной документации фактически является нетривиальной задачей. Целая серия докладов молодых представителей отрасли была посвящена попыткам автоматизировать выпуск подобной документации («ЦМКБ Алмаз», «Северное проектно-конструкторское бюро» и др.). С нашей точки зрения, проблема кроется в необходимости изменения требований нормативной документации от «так должно быть оформлено» к требованию «чтобы было понятно».
Технологии смешанной и виртуальной реальности активно внедряются в промышленность, что было отражено в докладах компаний «ЦМКБ Алмаз» и «Адмиралтейские верфи». Конечно, это первые попытки использования таких технологий в отечественном судостроении, но очевидно, что через несколько лет они станут стандартным инструментом, распространенным в отрасли. Это позволит существенно сократить сроки принятия и согласования проектных решений, решений о необходимости и объеме ремонтных работ, сокращения командировочных расходов путем удаленной работы специалистов, задействованных в принятии ответственных решений.
К сожалению, в отрасли нет четкого понимания, что такое «информационная модель корабля или судна» (цифровой двойник корабля). Пожалуй, наиболее проработанную модель с точки зрения проектанта и строителя предложили «Адмиралтейские верфи» совместно с компанией «НовИТ ПРО». По крайней мере, эта концепция наиболее близка нашей компании и полностью соответствует, например, концепции «Системы управления проектными и инженерными данными (СУпрИД)», разработанной нами для ПАО «Газпром нефть», применяемой также и в других отраслях.
Совершенно иной подход к созданию информационной модели корабля, основанный на мониторинге использования различных систем корабля в реальном времени, был предложен НИЦ «Курчатовский институт». По всей видимости, подобный подход используется и в других организациях, осуществляющих в том или ином виде мониторинг систем корабля в реальном времени (например, «Си-Проект»).
Резюме
В настоящее время вопросы создания информационной модели корабля обсуждаются в среде «проектант — завод-изготовитель». Но срок эксплуатации корабля примерно в пять раз больше срока проектирования и строительства. Поэтому необходимость подключения Заказчика к этому процессу совершенно очевидна.
Хочется отметить несколько интересных докладов, имеющих косвенное отношение к темам конференции. Это доклад «Автоматизация процесса разработки изделий из полимерных композиционных материалов» («Крыловский ГНЦ»), доклад «NVIDIA для судостроения» (компания «НВИДИА Лтд») и доклад «Информационное моделирование инфраструктуры судостроительных предприятий» («Адмиралтейские верфи»).
И последнее, но, пожалуй, одно из самых главных замечаний. На конференции появилось довольно много молодых специалистов: это и проектировщики, и специалисты по IТ, и заводские инженеры. Они пытаются делать доклады, порой не очень умело: им пока еще не хватает опыта — как выступлений, так и жизненного, но они уже очень хорошо разбираются в тех задачах, которыми непосредственно занимаются. Безусловно, будущее судостроения будет определять именно эта молодёжь. Смеем надеяться, что проблема «провала или разрыва поколений» в инженерном деле начинает постепенно решаться.