IntelliShip — первые шаги на российском судостроительном рынке
15 мая 2006
С. Макеев, И. ФертманРынок судостроительных САПР постоянно пополняется новыми продуктами, которые в силу динамики этого рынка сразу вступают в конкурентную борьбу с хорошо известными и зарекомендовавшими себя программными средствами. Для того чтобы объективно оценить достоинства нового инструмента, безусловно, необходимы время и изучение практического опыта работы с ним. Но потребность судостроительных компаний во все более эффективных инструментах заметно сокращает традиционные сроки адаптации программных пакетов – первое знакомство зачастую оказывается почти сразу началом внедренческого этапа. Именно так может произойти с новым продуктом IntelliShip, с которым мы хотим сегодня познакомить наших читателей.
Компания, которая представляет на нашем рынке свой новый программный продукт для судостроения — дивизион Process, Power & Marine корпорации Intergraph.
В течение 20 лет компания Intergraph занимает лидирующую позицию в сегменте мирового рынка, который разрабатывает и внедряет технологии автоматизированного проектирования и информационного сопровождения промышленных предприятий непрерывного цикла (химическая, нефтеперерабатывающая и пищевая промышленность, тепловая и атомная энергетика, морские добывающие платформы, металлургия, фармацевтика и т.д.).
На рынке информационных технологий для судостроения Intergraph также имеет свою длительную историю. К примеру, система PDS (Plant Design System) используется при проектировании технологических систем судов начиная с 80-х годов прошлого века. Эта система до сих пор используется в таких судостроительных компаниях как Navantia в Испании или Chantier Atlantique во Франции. Основные трубопроводные системы Queen Mary 2 были спроектированы в PDS.
В 1992 году компания Intergraph по контракту с ВМФ США разработала собственную судостроительную систему ISDP, включающую в себя не только технологические системы, но и корпусные конструкции. ISDP использовалась на 2000 рабочих мест в подразделениях ВМФ США.
Создание судостроительной системы второго поколения началось в 1997 году, когда консорциум GRAD (Samsung Heavy, Odense/Maersk и Universal) и корпорация Intergraph договорились о совместной разработке IntelliShip на основе технологии SmartPlant 3D. SmartPlant — серия интегрированных между собой продуктов, которая появилась в 2000 году и включает в себя такие самостоятельные пакеты, как
SmartPlant Foundation — управление технической информацией по промышленному объекту на этапах проектирования, строительства, пуска и эксплуатации.
SmartPlant 3D — комплексная система трехмерного проектирования промышленных предприятий.
SmartPlant P&ID — разработка функционально-технологических схем.
SmartPlant Electrical — проектирование и дальнейшее сопровождение электрических распределительных сетей предприятий.
SmartPlant Instrumentation — проектированием и дальнейшее сопровождение систем КИП и автоматики.
Фактически Smart Plant стал следующим шагом и готов был заменить PDS, так как предлагал новый подход к проектированию, соединяющий в себе традиционное проектирование и попытку сопровождения жизненного цикла сложных объектов (Cals – технологии, PLM).
В России и СНГ продукты Intergraph уже нашли применение в нефтехимии (Нефтехимпроект, Роснефть, Петротекнип), в металлургии (Русский Алюминий (Русал), Норильский никель), в атомной и тепловой энергетике (Московский, Санкт-Петербургский и Нижегородский АЭП, Зарубежэнергопроект), в проектировании шельфовых платформ (Роснефть, Рубин, Коралл, Севмаш, Термнефтьпроект).
В 2002 году компания Intergraph подписала партнерское соглашение с DNV Software. В рамках этого соглашения компания DNV Software создает систему концептуального проектирования Nauticus Early Design, которая базируется на ядре Intelliship и интегрирована с системами оценки прочности и системами проверки правил для судов и морских платформ, предлагаемыми компанией DNV. Это означает, что концептуальную модель, построенную в Nauticus Early Design, можно полностью использовать в системе IntelliShip на более поздних стадиях детального и заводского проектирования без каких-либо потерь данных.
Промышленное использование IntelliShip началось в 2004 году в компаниях Odense и Samsung Heavy Industries. В настоящее время компания Odense/Maersk использует более 120 лицензий IntelliShip. Компания Samsung Heavy Industries - одна из крупнейших судостроительных компаний мира – использует IntelliShip на всех новых судах, начиная с 2005 года. С января 2006 года компания Intergraph предлагает IntelliShip как коммерческий продукт.
IntelliShip – является наиболее прогрессивным программным обеспечением для проектирования судов из всех программ, предлагавшихся за последние двадцать лет. Это – решение следующего поколения, характеризуемое централизованным хранением данных и управляемое правилами, предназначенное для повышения качества проекта и сокращения сроков проектных работ.
Система обеспечивает весь диапазон возможностей для проектирования судна, его постройки и управления жизненным циклом внутри единой интегрированной среды. IntelliShip помогает судостроителям обеспечить выработку лучших решений, в том числе и в условиях географически распределенного проектирования, обеспечить оптимизацию постройки и управление информацией на протяжении жизненного цикла судна, повышая в конечном счете конкурентоспособность верфи. IntelliShip – это инструмент, который помогает судостроителям достичь передовых рубежей и удержаться на них в этой очень конкурентной отрасли промышленности.
До настоящего момента в России IntelliShip не применялся, но мы уже сегодня хотим познакомить читателей журнала с новым интересным продуктом, который может в ближайшие годы завоевать свое место и на российском рынке.