Опыт импортозамещения: применение программных продуктов nanoCAD на предприятиях судостроения
5 августа 2016
Э. Плоткин, А. РындинНе так давно эксперты компании Бюро ESG, проводя сравнительный анализ функционала nanoCAD и Autodesk AutoCAD, отмечали, что функционал отечественного программного средства сравним с функционалом версии AutoCAD 2006-2007. На сегодняшний день экспертная оценка изменилась: в связи с развитием продукта функционал nanoCAD вполне сопоставим с функционалом AutoCAD 2012. Кроме того, появился положительный практический опыт импортозамещения в судостроении (переход с AutoCAD на nanoCAD). Одним из первых такой переход был осуществлен в АО “СПМБМ “Малахит”, где сегодня успешно используется порядка 200 лицензий nanoCAD.
Не секрет, что потенциал замещаемого AutoCAD позволяет создавать приложения-надстройки и интеграционные модули для реализации дополнительного функционала и обмена данными с другими программными продуктами и системами в рамках единой информационной среды предприятия. В большинстве организаций они действительно были разработаны, в связи с этим в задачи перехода на импортозамещающий продукт попадает также и замещение этих дополнительных возможностей.
Опыт показывает, что такие задачи вполне решаемы. В качестве примера можно привести успешную работу ПАО “Невское ПКБ” по реализации в среде nanoCAD (с использованием языка VBA – Visual Basic for Applications) программ взаимодействия с базами данных предприятия в единой информационной среде. Программы предназначены для реализации следующих функций:
- импорта и экспорта текстовых объектов чертежа для дальнейшего технического перевода документа на английский язык;
- связи спецификаций и кабельных журналов с нормативно-справочной базой, базой данных помещений проекта в PLM-системе.
Специалисты ПАО “Невское ПКБ” отмечают следующие положительные стороны nanoCAD:
- беспроблемный переход из системы AutoCAD в систему nanoCAD;
- поддержка языка VBA (для замещения дополнительного функционала, созданного средствами программирования в AutoCAD);
- грамотное и своевременное техническое сопровождение продукта.
Примером организации взаимодействия nanoCAD с информационными системами предприятия является интеграция с БД нормативной документации NormaCS, содержащей около 150 тысяч норм и стандартов, применяемых в различных отраслях промышленности, а также около 1500 тысяч ОСТов, РД в области судостроения (документодержатель – НИИ “ЛОТ” ФГУП “Крыловский научный центр”). NormaCS широко используется на предприятиях судостроительной отрасли: в АО “Адмиралтейские верфи”, АО “Кронштадтский морской завод”, АО “ПО “Севмаш”, АО “Северное ПКБ”, ЗАО “Канонерский судоремонтный завод”, ООО “ХС Морское проектирование”, ОАО “Центр Судоремонта “Дальзавод”, ОАО “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта”, в Группе компаний “Каспийская Энергия” и др.
nanoCAD имеет следующие (“по умолчанию” входящие в пакет) механизмы автоматизации нормоконтроля:
- расстановка ссылок из чертежа nanoCAD на нормативные документы, хранящиеся в БД NormaCS;
- переход из чертежа по ссылкам непосредственно к тексту нормативного документа;
- проверка документов (ссылки на которые установлены) на актуальность с возможностью предоставления сведений о заменах и актуализации ссылок в чертеже nanoCAD (ссылка на неактуальный норматив заменяется на действующий).
Подобный функционал успешно опробован не только при работе с чертежами nanoCAD, но и при проверке корректности транспортных массивов, передаваемых из ОАО “ЦКБ “Айсберг” в ООО “Балтийский завод – Судостроение”.
Важным интеграционным механизмом nanoCAD является интерфейс с системой управления инженерно-конструкторскими данными IPS (разработка компании “Интермех”), о котором подробнее говорится в отдельной статье данного номера.
Работа в системе nanoCAD с судостроительными чертежами, разработанными ранее на платформе Autodesk
Следует также отметить, что при замещении AutoCAD на nanoCAD появляется функционал, ранее отсутствующий. Пример – встроенное интеграционное взаимодействие nanoCAD и NormaCS – приведен выше. nanoCAD имеет также встроенные средства гибридного редактирования растров – функционал пакетов серии RasterArts, позволяющий работать с растровой подложкой, проводить редактирование растров и т.д. Такой функционал отсутствует в AutoCAD и может приобретаться отдельно (в виде пакета Spotlight или дополнительной надстройки AutoCAD – RasterDesk).
Таким образом, конкретные примеры перехода от работы с пакетом AutoCAD к российскому ПО nanoCAD демонстрируют, что импортозамещение в судостроении не только возможно и целесообразно, но и имеет успешный опыт реализации.