Сканирование в музее
28 февраля 2003
Е. ТуроваЗадача любого хранилища древностей – обеспечить максимальную сохранность музейных предметов для будущих поколений. Но задачей музея является и широкий доступ исследователей и любителей культуры и искусства к сохраняемым ценностям, с тем, чтобы современник мог извлечь из них максимальную информацию. Решение этого парадокса музеев далеко от идеала. Каждый раз, стремясь сохранить, хранители вынуждены не показывать, а не показывая, отказываются от одной из основных функций музея. Одним из главных решений этой проблемы до сих пор остается полиграфическое воспроизведение музейных предметов в каталогах. Оно производится, как правило, со слайда, и, удовлетворяя какую-то часть любителей, не может сохранить всю информацию, необходимую профессионалам исследователям. Это особенно актуально для произведений графики. Рассмотреть характер линии, изображения отдельной детали, особенности бумаги при полиграфическом воспроизведении практически невозможно. И в таких случаях необходимо тревожить оригинал. Сканирование с высоким разрешением (400-600 dpi) позволяет не только полностью изучить оригинал, не привлекая его, но и в любой момент опубликовать его целиком или в деталях, в том числе сделать наши собрания совершенно доступными для зарубежных исследователей и лиц, не имеющих возможности посетить музей.
Отдельная проблема – работа с графикой большого формата. Большие карты, чертежи, гравюры и т.п. обычно экспонируются с большим трудом. Для них нужна специальная рама, которая, учитывая небольшие сроки экспонирования графики, будет долгое время загромождать фонды, а чаще рамы и паспарту такого размера технически невозможно изготовить, и выставить такое произведение можно либо совершенно незащищенным от света и пыли, либо на очень короткое время. С этими предметами трудно работать и исследователям. Чтобы рассмотреть что-либо в центре такого листа необходимо несколько ассистентов, которые поддерживали бы лист в удобном положении, да и разложить его на столе тоже непросто, так что любой просмотр неизбежно травмирует лист. Сканирование графики большого формата позволяет рассмотреть с максимальной точностью каждую деталь, фрагмент в любой части листа. Уменьшенную копию можно экспонировать в том масштабе, которого требует замысел выставки. Снимается и проблема чтения неразборчиво написанных, выцветших текстов и пометок на полях. В цифровой копии оригинала любой графический редактор позволит увеличить написанное, сделать насыщеннее по цвету только текст, возможно наложение букв подписей, отдельных деталей рисунка или гравюры для их атрибуции.
Для объемных предметов возможно сканирование негативов и слайдов. Сканирование позволяет в режиме слайдов просмотреть сразу большой объем материала, не тревожа оригиналы, что необходимо и для самих хранителей при работе с предметами, и для исследователей. Расширяются и возможности музейного учета. Самое подробное описание, сопровождаемое цветным изображением, все же в спорных вопросах часто требует обращения к оригиналу. Фотофиксация даже фототехникой очень хорошего качества не обходится без искажений, особенно при работе с крупноформатной графикой. Сканирование позволяет полностью избежать оптических искажений. Создание виртуальной картотеки – базы данных с качественными цифровыми изображениями, фактически позволяет сконцентрировать на электронных носителях 100 % информации о предмете.
Графика (акварели, гравюры, чертежи), хранящаяся в музее, помимо художественной ценности очень часто имеет ценность иконографическую. Предметы и интерьеры, здания и их детали, изображенные на этих листах, могут быть давно утрачены или сильно искажены и для их восстановления или идентификации, датировки аналогичных произведений искусства чаще всего обращаются к графическим оригиналам, несмотря на наличие качественных фотографий. Сканирование позволяет не только просмотреть на мониторе, увеличить и распечатать любую деталь, но и включить ее или цвет оригинала в новый проект в «первозданном виде».
Сканирование позволяет свести к минимуму фотофиксацию графики, обычно сопровождающуюся сильным освещением. Обычно фотосъемка, сделанная для каталога выставки и направленная на то, чтобы скрыть дефекты оригинала, не подходит для учетной документации, реставраторов или таможни при отправке графического листа на зарубежную выставку, поскольку здесь необходимо наоборот максимальное выявление дефектов и индивидуальных особенностей листа. Сканирование позволяет за один раз выполнить полную фиксацию предмета и в дальнейшем использовать цифровую копию, при необходимости ретушируя ее.
Наличие цифровой копии графического листа позволяет в случае необходимости дозировать качество передаваемой копии в зависимости от ее назначения (учебная работа, иллюстрация к исторической справке, полиграфическое воспроизведение, научное исследование и т.п.), варьируя размер и разрешение изображения, предотвращая недобросовестное использование копий.
Большую проблему составляет экспонирование графики. Свет, даже самый щадящий, губительно действует как на бумагу, так и на красители. Это существенно ограничивает срок экспонирования графических листов. Пробыв на выставке месяц, лист на многие годы уносится в хранилище. Сканирование позволяет значительно увеличить сроки музейных экспозиций, замещая оригиналы качественными отпечатками со сканированных листов. Появляется возможность экспонировать один предмет на нескольких выставках одновременно, использовать нетрадиционные варианты экспонирования, в том числе и виртуальные выставки, позволяющие совместить произведения из разных собраний в одной экспозиции, не подвергая риску оригиналы, использовать детали оригинальной графики для выставочного и полиграфического дизайна. Намного расширяются и возможности макетирования самих выставок, когда в распоряжении художников, авторов экспозиций оказываются не фотографии и описания, а цифровые копии подлинников в удобном формате.
Реставрация архитектурных памятников, в которых чаще всего располагаются музеи, связана с созданием многочисленных архитектурных обмеров и фиксаций. Некоторые обмеры и старые проекты реставрации с течением времени сами становятся экспонатами и не могут быть использованы для повторных реставраций или ремонтов, как обычные проекты. Их максимально точное копирование может быть достигнуто только сканированием. Ряд недавних проектов реставрации архитектурных сооружений также может нуждаться в корректировке в связи с осадкой здания или утратами в отделке, или открытием новых оснований для исправления проекта в ходе расчисток и зондажей. Сканирование позволяет скорректировать проект, не выполняя его заново.
Археологическое изучение памятников древности, в том числе и архитектурных сооружений, требует многочисленных графических фиксаций. Они производятся на месте исследования «в поле» в разную погоду. Такие чертежи часто выгорают, мокнут, пачкаются в процессе работы. Для быстроты и удобства они, как правило, выполняются на миллиметровке, характер линий и знаков, понятный для автора чертежа не всегда хорош для публикации. «Перебелка» полевых чертежей для введения их в научный оборот, требующая большой точности, отнимает много сил и времени. Сканирование чертежей и обработка их в программе Spotlight Pro дает возможность не только навсегда сохранить оригиналы полевых чертежей, но и перенести полевую графику с необходимой корректировкой или заменой условных обозначений и надписей на новый лист практически без потерь, которые неизбежны при обычной перебелке чертежей. При этом чертежи могут быть распечатаны в любом масштабе без потери качества графики.