Воспоминания об Autodesk University 2016
15 марта 2017
А. Тучков14-17 ноября 2016 года в Лас-Вегасе компания Autodesk провела очередной Autodesk University 2016.
К сожалению, у меня только сейчас дошли руки сформулировать свои мысли и впечатления об этом впечатляющем мероприятии. Думаю, что еще не поздно...
Во-первых, создалось ощущение, что участников было больше, чем в предыдущие годы (официально объявлено более 10 тыс. человек), но судя по всему, подавляющее большинство из них были из США.
Во-вторых, прослеживается совершенно ясное понимание того, что компания Autodesk всеми силами старается принять участие во всех трендах отрасли:
- виртуальная и дополненная (смешанная) реальность;
- облачные технологии;
- трехмерная печать, в том числе и промышленная;
- трехмерное сканирование;
- Generative Design — порождающее проектирование (интересно, приживется ли этот термин?);
- робототехнические системы.
Александр Тучков, к.т.н., технический директор компании InterCAD (слева), скелет, созданный с помощью технологий 3D-печати (справа)
Несколько слов о тех лекциях, которые удалось посетить
Компания MCW Consultants представила подробный доклад об использовании очков виртуальной реальности для контроля проектирования инженерных систем в зданиях (с применением очков виртуальной реальности Oculus Rift DK2 Head Mounted Display и Googles VR Cardboard Viewer).
В первом случае использовалось программное обеспечение Revizto BIM, во втором — qrVR от Kubity. Докладчики констатировали, что благодаря небольшой стоимости второго решения, возможности одновременно использовать несколько очков VR и портативности его удалось массово внедрить в рабочие процессы контроля проектирования инженерных сетей.
В настоящее время компания MCW Consultants поставила своей целью внедрение технологий дополненной реальности для выполнения проектов реконструкции, работы со сканированными облаками точек и встраивания проектируемых объектов в существующие ландшафты.
Компании VINCI Construction Grands Projets и ASTALDI CONSTRUCTION представили подробный доклад об управлении большим BIM-проектом аэропорта Сантьяго в Чили, включая передачу оператору аэропорта BIM-модели для управления.
Весь аэропорт (354 тыс. м2 зданий и 880 тыс. м2 объектов инфраструктуры) был спроектирован с использованием продуктов Autodesk Revit и Civil 3D, дополненных Design Review, Recap и Navisworks для построения комплексной BIM-модели.
Несколько моментов в этом докладе хочется отметить особо:
- степень проработки структуры проектируемого объекта, библиотечных элементов, используемых при проектировании (их кодирование, подробнейшая проработка параметров и т.п.). Трудно себе представить, как это удалось выдержать на проекте такого размера;
- формирование единого понимания целей построения BIM-модели в огромной команде проектировщиков, инженеров, субподрядчиков и прочих специалистов, участвующих в проекте;
- фактический перевод традиционного двумерного документооборота на документооборот на основе BIM-модели;
- единое понимание вторичности двумерных документов и табличных отчетов, получаемых исключительно из BIM-модели.
И последнее. Из этого доклада я впервые услышал о реальном опыте передачи BIM-модели «как построено» в систему управления активами IBM MAXIMO (Facilities Management). Кстати, аббревиатура IBM путем перестановки двух букв легко трансформируется в BIM, что и было обыграно авторами доклада!
Затронутую в конце упомянутого доклада тему продолжил доклад, посвященный использованию решения Building Ops (Autodesk) от компании McCarthy Building Companies, Inc.
Тезисы этого доклада очень близко повторяют идеи, которые пропагандирует компания Intergraph, Inc. в сфере предприятий с непрерывным производственным циклом (SmartPlant® Enterprise for Owner Operators).
Во-первых, делается ставка на переход от передачи традиционной документации на этапах строительства и эксплуатации к передаче электронных структурированных данных об изделии.
Во-вторых, внедрение процедуры идентификации реальных изделий и объектов и отслеживания их физического расположения с помощью штрих-кодов или RFID-меток становится глобальным как в процессе поставки, строительства и монтажа, так и во время эксплуатации.
В-третьих, явно прослеживается тенденция на использование мобильных устройств и применение их в полевых условиях строительства и эксплуатации с дальнейшей синхронизацией данных с информационной системой.
Причем это использование сводится к тривиальным действиям: фотографированию и распознаванию штрих-кода, получению чертежей, схем, трехмерных моделей и других документов, относящихся к анализируемому объекту на мобильном устройстве, фотографированию признаков неполадки, заполнению минимального количества полей в той или иной форме.
Все остальные действия и принятие решений (вплоть до выдачи заданий на ремонт, замену и т.п.) производятся с использованием нормальной техники, как минимум ноутбука, и в офисных условиях.
Уже не первый раз хочется отметить блестящий доклад, посвященный InfraWorks 360, специалиста компании Autodesk Анджела Эспинозы (Angel Espinoza)!
Продемонстрированная функциональность производит почти ошеломляющее впечатление! Поражает, что вся исходная информация доступна в Интернете — это и точные карты, и цифровые модели местности, и аэрофотосъемка, и результаты сканирования, и здания, и многое другое. По крайне мере, для США известно, где все это можно получить для конкретной территории.
А дальше пользователю предоставляются инструменты, с помощью которых он может проектировать и облагораживать территорию, прокладывать дороги, каналы, тротуары, велосипедные дорожки, размещать параметрические модели зданий из разных источников, трансформировать территорию.
Поражает высокая степень автоматизации: мосты вставляются автоматически с учетом выбранной строительной конструкции, тоже параметрической, повороты рассчитываются в соответствии с классом дороги, круговые развязки при необходимости вставляются также с учетом класса дороги, возможно моделирование трафика. Тут же проектируются необходимые откосы, тротуары, освещение, дополнительно можно добавить парки, леса, пруды и т.п.
Но, что довольно грустно для российских пользователей, — все это представлено в соответствии со стандартами США!!!
Огромное внимание во время конференции было уделено технологиям трехмерной печати. На выставке было много стендов, посвященных этой тематике. Доклад компании 4D Technologies LLC был посвящен подробному анализу различных материалов и технологий трехмерной печати.
Мне, не очень погруженному в ту тему, хотелось бы отметить следующее:
- технология перешла от печати игрушек и предметов искусства к реальным промышленным внедрениям. Примеров на выставке было множество. На фото левая деталь выполнена с использованием традиционных технологий, две другие — с помощью трехмерной печати и порождающего проектирования;
- технология позволяет создавать изделия, производство которых раньше было просто невозможно. Из наиболее ярких примеров, которые произвели на меня впечатление, были два автомобильных рычага, один из которых изготовлен традиционным способом металлообработки, другой — с помощью трехмерной печати. Рычаг, созданный с помощью трехмерной печати, в разы легче традиционного, за счет реализации пористой структуры металла;
- производят впечатление изделия, разработанные с помощью порождающего проектирования (Generative Design), изготовление которых без трехмерной печати было бы как минимум затруднено, а то и невозможно, например светильник на фото.
Специально пошел на доклад компании Brasfield & Gorrie General Contractors, тема которого — использование дронов в строительстве. Три четверти доклада было посвящено законодательной практике использования дронов в США — какие лицензии должны быть у самого аппарата, у организации, которая собирается его применять, у оператора, который им управляет, и как их получать.
Основной результат, в общем-то, понятен: получаем облако точек и накладываем его на трехмерную модель объекта, анализируем отклонения либо создаем цифровую модель местности. Этот принцип можно использовать при реконструкции объекта или отслеживании процесса строительства и т.п.
Тем не менее мне в голову не приходило, что, во-первых, оператор должен очень четко продумать маршрут полета, а во-вторых, маршрут выполняется дроном в автоматическом режиме, с минимальным вмешательством оператора.
А вот доклады специалистов Autodesk про будущее AutoCAD и PDM-систем в этот раз впечатления не произвели. В AutoCAD предполагается большое количество мелких изменений и улучшений, включая поддержку экранов с высоким разрешением и плавную мгновенную регенерацию 3D-моделей.
В разговорах, касающихся PDM, делается очередная попытка обеспечить строгую корреляцию между 3D-моделями, DWG-чертежами, полученными из этих моделей, и PDF-файлами, полученными из этих чертежей. Инструмент очень нужный, но, боюсь, в общем виде эта задача неразрешима… Впрочем, это мое личное оценочное суждение…
Ну и, естественно, в обеих этих темах на первый план выводятся облачные технологии. С точки зрения мирового тренда это, конечно, правильно, но в наших условиях… В общем, сами понимаете.
В заключение хочется отметить, что конференция была очень интересная, но не настолько яркая, как конференция 2013 года! Следует подчеркнуть, что направления развития отрасли, сформулированные три года назад, не изменились, но приобрели не фантастическую, а совершенно промышленную окраску.
Отдельное спасибо ресторану Bouchon (Venetian Resort Hotel, Las Vegas) за прекрасные ужины.